О пользе учения говорят все. Начиная от поговорок, и заканчивая научными исследованиями. Все утверждают, что быть образованным хорошо. Я предлагаю вам посмотреть на этот вопрос под другим углом.
Откуда берется энергия для жизни, и на какие цели она расходуется? Все учения от фен-шуя до Селье и Вернадского предполагают существование некой энергии, необходимой для существования жизни. Если вы думаете, что этим грешат только эзотерики, то я вас огорчу. Все слышали такие термины как стресс и ноосфера. Считается, что это абсолютно научные теории. Но в основе этих теорий лежит предположение о существовании особой информационной или адаптационной энергии. Причем ее природа объясняется так же невнятно, как и природа энергии ци в восточной философии. Т.е. никак. Она должна быть, а что она собой представляет, обходится стыдливым молчанием.
Особенности нервной системы
Вспомним о существовании нервной системы. Особенность этой структуры в том, что она способна вырабатывать и проводить огромное количество электроэнергии. Благодаря огромному количеству, рецепторы способны генерировать до 1,5 МВт/ч. Естественно, что организм не использует все рецепторы одновременно, но даже если используется всего несколько процентов от этой мощности, цифры впечатляют. Эта энергия тратиться на жизнеобеспечение органов и тканей, физическую активность, обеспечение работы нервной системы. Именно в такой последовательности энергия использовалась в эволюции, именно так она используется в сложном организме.
Организм может быть недвижим, без реакций коры головного мозга, но нервная система в первую очередь будет стараться обеспечить жизнедеятельность. Понятно, что в нашем организме все эти этапы энергопотребления переплетены и дополняют друг друга. Организм, находясь в коме долго без посторонней помощи не проживет, но не требует доказательств факт, что сначала отключается интеллектуальная, физическая деятельность, и лишь затем угасает организм. Обсудим потребность физической и умственной деятельности. Мышцы составляют около 40% массы тела. Сокращение мышц возможно только при воздействии электрического тока. Опыт с батарейкой и лягушачьей лапкой известен каждому со школьной парты. Для нормальной физической активности требуется огромное количество электроэнергии. Но еще больше электричества необходимо для работы умственной. Нервная система это около 70 километров нервов, играющих роль проводников и многие миллионы синапсов, выполняющих функции реле. Все это обладает колоссальным сопротивлением и требует огромных энергозатрат. Причем наибольшим сопротивлением обладают именно синапсы. Что из себя представляет процесс обучения? Это формирование новых связей (синапсов) между нервами. Чем больше обучается человек, тем больше связей возникает в головном мозге, тем больше энергии требуется для работы этих нервных конгломератов. Вопросу образования связей между нервами посвящена целая книга «Медицина, которой нет». Поэтому не будем повторяться. Рецепторы выделяют определенное количество электроэнергии. Из-за существующих потерь при транспорте этой энергии в центральную нервную систему, а затем на периферию к органам, количество энергии, расходующееся непосредственно на активную деятельность, у разных людей отличается. Это обусловлено и врожденными особенностями и приобретенным жизненным опытом и болезнями. А значит, кому-то энергии хватает только на «растительное» существование (в социальном смысле), кому-то на выраженную физическую и/или умственную активность.
Уровни активности
Начнем с «растений». Я определяю депрессию, как эмоциональное состояние, характеризующееся невозможностью человека изменять окружающую его реальность. Можно пользоваться медицинскими, психологическими исследованиями. Я предпочитаю экономическими. В нашей стране менее 5% людей занимаются свободной предпринимательской деятельностью. Остальные живут в разной степени депрессии.
Необходимо ли образование?
Теперь вернемся к теме, заявленной заголовком. В нашей стране высшее и средне-специальное образование имеет 56% населения. Это люди, долгие годы формировавшие миллионы дополнительных нервных связей. Связей, требующих огромного количества электроэнергии. Но 95% россиян не имеют этой энергии. Они просто не способны пользоваться своими нейрональными сетями. У них нет энергии, чтобы «включить» их. Когда-то давно я услышал такую фразу: «В любой профессии только 5% являются специалистами. Остальные это балласт с дипломом». Недавние исследования Сбербанка, на которые я ссылался в предыдущем абзаце, полностью подтверждают эту концепцию.
Лично для меня идеалом здорового человека является Пифагор. Имея уровень интеллекта выше, чем у большинства живших и живущих, он четверть века был самым сильным человеком Греции. Он был шестикратным чемпионом Олимпийских игр. Получаемой его организмом энергии хватало на все.
Так чем все-таки опасно образование? Оно требует огромных затрат энергии, которое, в свою очередь, зависит только от уровня здоровья человека. Либо дефицит энергии скажется на качестве использования полученного образования. Либо энергия будет браться за счет физического компонента жизни.
* Не секрет, что большинство ученых (не балласта) не обладают крепким здоровьем, а зачастую являются физически ущербными.
* Искусственная стимуляция нервной деятельности ведет к истощению нервной системы. Я не считаю это достойной ценой за временное увеличение физической или умственной активности.
* Увеличение объема информации в школьной программе ведет к ухудшению здоровья школьников. Снижение их физической активности это цена перераспределения электроэнергии в организме.
* Стремление любой ценой получить высшее образование ведет к увеличению людей, бросивших свою профессию, или подорвавших свое здоровье.
* Не все дети могут стать спортсменами. Вы же не комплексуете на эту тему. Не у всех хватит энергии, получить образование. Ваши амбиции делают детей несчастными и больными. Родители, подумайте над этим.
На сегодня это все, что я хочу сказать на эту тему. Читайте больше в книге «Медицина, которой нет» и следите за публикациями на моих страницах.