Как мы запоминаем и обучаемся

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о такой важной составляющей нашей жизни, как память. Именно благодаря этой функции нервной системы возможно существование цивилизации. Хотя я бы расширил определение до существования жизни. Когда я учился в мединституте (в прошлом веке), нас учили, что память это свойство нервных клеток. Поэтому для меня было потрясением учение Хаббарда, утверждавшего, что память это свойство клеток. Я, в свое время, провел эксперимент. Под микроскопом я ударял электрическим током инфузории, прикоснувшиеся к электроду. После нескольких ударов током ни одно одноклеточное к электроду не приближалось. Сегодня учебники физиологии пишут, что память свойство клеток, хотя доказательств не приводят. Больше того, есть мнение, что памятью обладают и неорганические структуры. Вспомним металл с памятью.

Какие механизмы памяти у металлов и одноклеточных, я не представляю. Я хочу рассказать вам, как происходит запоминание при наличии нервных клеток. Надеюсь никому не надо доказывать, что строительство совершенных сооружений муравьями или пчелами это результат памяти, ставшей врожденным рефлексом. Памяти родовой, видовой. Как она образуется, мы тоже разберем.

В своих роликах и статьях я постоянно ссылаюсь на математическую модель нервной системы, механизм образования функциональных блоков нервных путей. Советую посмотреть основную мою работу «зачем нужны болезни». Если кратко, то. В результате повышения импульсации по нервному волокну, происходит резкое увеличение электрического тока в волокне. Это ведет к перегрузке и блокированию синапса. Синапс это место перехода нервного сигнала с одного нерва на другой. Электрический ток начинает накапливаться в нерве. Еще раз напомню, что нервный сигнал это не что иное, как электрический импульс. По нервам идет только электрическая энергия. Не будем придумывать какие-то космические энергии, ауры и т.п. При накоплении электроэнергии в нервном волокне, как в конденсаторе, происходит сброс заряда на рядом расположенные нервные волокна. Происходит пробой изолирующей нервы оболочки. Между близлежащими нервами появляется место, где может проходить электрический ток. Если повышение выработки рецепторами электроимпульсов очень сильное, то место пробоя и повреждения изолирующей оболочки большое, и на ремонт требуется время. Всем известно, что нервная ткань восстанавливается медленно. Постоянное место сброса с одного нервного волокна на другое в течение 3 недель претерпевает серию превращений. Сначала электрический синапс (просто место пробоя) преобразуется в электрохимический синапс, который в свою очередь превращается в химический. Химический синапс это совершенное во всех смыслах реле, изобретенное природой. Более подробно я это описываю в работе «нервная система как электроприбор». К образованию нового синапса ведет не только чрезмерное образование электричества, но и небольшое увеличение в течение длительного времени. Я чувствую, что вы уже засыпаете с мыслью, какое это имеет значение для меня. Переведу то, что я рассказал в плоскость практики. Так как мы сегодня говорим о памяти и обучении то, как образование этих непонятных синапсов влияет на память. Самым непосредственным способом. Именно на этих принципах и было построено обучение школяров в средневековье. Розги как сильный болевой стимул, дающий огромное количество энергии выпоротыми рецепторами. В этом случае мы имеем тот самый мощный, долго восстанавливающийся пробой. И зубрежка. Постоянное повторение одного и того же, как пример длительной подачи немного повышенного электрического тока. Почему эта система не прижилась? Только ли из соображения гуманности? Из-за своей малой эффективности в условиях огромного объема информации. Можно каждый урок вдалбливать этими двумя способами, но механизм образования рефлекса гораздо сложнее и интереснее. Для образования рефлекса необходимо два компонента, два колена рефлекса – энергия, подаваемая по чувствительным волокнам, и энергия, уходящая по волокнам двигательным. Второй компонент может быть заменен на умственную деятельность, которая требует гораздо больших энергозатрат. То есть главный компонент – это подача энергии. Без нее рефлекс образоваться не может. Я постоянно подчеркиваю, что рефлекс это переход электрического импульса с одного нерва на другой. Если не связать между собой существующие рефлексы и новообразованные, то для каждого рефлекса, для каждого образованного локуса памяти требуется свой источник энергии. Это подразумевает нерациональное энергопотребление. Гораздо проще, когда из одного источника энергия приходит на один нерв, переходит на другой и третий, четвертый. Меньше сопротивление, значит легче проходит электрический ток. Кстати, аналогичный механизм накапливания нами в течение жизни хронических болезней. Поэтому вышеописанные механизмы срабатывают тогда, когда необходимо запомнить не связанные между собой знания. Когда между информациями нет логической связи. Поэтому в средние века, когда знания были схоластическими, когда не хватало достоверных данных, когда одно не выходило из другого, единственным способом обучения было зазубривание. Так как это крайне энергоемкий процесс, то добавляли выработку электрических сигналов рецепторами с помощью розог.

Сейчас пришли к выводу, что обучение должно быть последовательным. Одно должно исходить из другого. Это уменьшает энергопотребление мозгом и воспринимается на эмоциональном уровне как «более понятное». К сожалению, как проводить обучение и как его проводят, решают разные люди. Роль учителя велика именно потому, что он должен показывать ученику какая связь между даваемыми знаниями. А как он может это объяснить, когда ему этого никто не объяснял. Каждый из нас практиковал зубрежку. Если какой-то материал приходится зазубривать, значит, ученик не видит логики. Если учитель говорит, что этот материал необходимо просто заучить, то в этом предмете, этом куске информации логика отсутствует. Понятие логики я использую для наглядности. Логично то, что переходит с нерва на нерв с наименьшими энергозатратами. Именно поэтому то, что логично для одного, нелогично для остальных. Кстати, это может быть причиной психических заболеваний. Если так, то психиатрия должна быть не медициной, а педагогикой. Ну это лирическое отступление. Я никогда не занимался психиатрией и это просто теоретические изыски. Я начал говорить, что систему образования у нас определяют люди, не понимающие этого факта. Для меня загадка по какому принципу выбираются учебники. По крайней мере, не по принципу логичности и последовательности подачи информации. Даже в таких дисциплинах как математика и физика это заметно, а что тогда говорить о гуманитарных науках. Поэтому, несмотря на несомненные открытия в области педагогики и запоминания, мы пользуемся зубрежкой. Знания должны даваться только последовательно. Одно должно исходить из другого. Приведу понятный пример. Нас учат, что чем толще проводник, тем легче проходит по нему электрический ток. Закон Ома вдалбливается в нас крепко, также как то, что действует всегда. Но те же самые авторы начинают рассказывать о том, что при высоких частотах ток по проводнику проходит лучше потому, что он идет не по всему проводу, а лишь по его оболочке. Придумали даже название «скин эффект». То есть больше тока проходит по более тонкому проводнику. Выходит закон Ома верен не всегда. Явное противоречие в нервных импульсах. Один должен гасить другой. Значит, для запоминания этого факта потребуется его «просто запомнить». Зазубрить. Кстати, если еще сильнее увеличить частоту тока, то сопротивление опять увеличивается, и закон Ома опять начинает работать. Ну это так. Для примера.

Еще сложнее ситуация между науками. Каждая из них развивается самостоятельно. И факты, накопленные в одной, не учитываются в другой. Пример который я приводил в других работах. Физиология учит, что для жизни достаточно потребления 3000 ккал в день. Химия говорит, что 3000 ккал достаточно только для однократного переноса через клеточную мембрану ионов водорода, содержащегося в стакане воды. Для всех остальных процессов, получается, энергии больше нет. Эти информации не входят в противоречие. Потому, что они не встречаются в одном человеке. Физиолог знает свое, химик свое. «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И с мест они не сойдут». Существующая на сегодня тенденция узкой специализации только ухудшают сложившуюся ситуацию. Значит необходимо изменить систему образования так, чтобы получать базовые знания по всем наукам. И должно быть обучение энциклопедистов, развивающих в себе именно эти качества. Именно они должны стать координаторами развития науки, как единого целого. Только это даст качественный скачок в науке и образовании.

Около 10 лет назад был создан метод аппаратной психотерапии «Аудиокатарсис». Восстанавливая нормальную проводимость между нервами, он усиливает подачу электроэнергии в мозг. Сформированные рефлексы памяти начинают получать и передавать в мозг гораздо больше электроэнергии. Действительно согласно исследованиями после нескольких сеансов «Аудиокатарсиса» в разы увеличивалась и кратковременная и долговременная память.

На сегодня все. Тема очень большая, и я боюсь, что и так сильно утомил вас, мои дорогие слушатели, читатели. Я обязательно вернусь к этой теме в дальнейшем для тех, кому это стало интересно. Желаю вам душевного и физического здоровья, счастья. Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь.

НАЧАТЬ СЕАНС АУДИОКАТАРСИСА. ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о