Эволюция медицинских взглядов.

Сегодня мы поговорим с вами об эволюции медицинских мировоззрений. Развивалась ли медицина, или ходила по спирали? И является ли медицина наукой на сегодняшний день. Мы не можем говорить о медицинских концепциях, существовавших в бесписьменный период. По дошедшим до нас рисункам и предметам мы можем составить представления о методах лечения, но не о принципах подхода к медицинским проблемам. Считается, что изначально это был период «инстинктивной самопомощи». Не стоит снисходительно относиться к подобному виду лечения. С помощью своих органов чувств человек находил растения, могущие облегчить его состояние. До сих пор у людей сохраняются некоторые виды подобного лечения: поглаживание больного места, желание больного принять тот или иной продукт, совершить то или иное действие. Возможно, что нежелание современного человека доверять сильнейшему инстинкту — самосохранения, наряду с изменением биосферы привело к увеличению  числа больных.

Существенным недостатком «инстинктивного» лечения является невозможность лечить других. В этом случае инстинкт молчит. Поэтому следующим этапом развития медицины явилось накопление полученных данных, попытки их обобщения и анализа.

Первой такой попыткой было появление демонологической (культовой) медицины. Принято скептически относиться к демонологической медицине. Использование различных предметов, ритуалов с целью лечения недостаточно эффективны, но считается, что появление демонологических представлений привело к развитию ритуалов. Может быть, мы путаем причину и следствие? Почему-то не принимается в расчет возможность появления демонологических представлений как следствие наблюдения эффективности какого-то действия, впоследствии превратившегося в ритуал. Современная медицина так же дает множество подобных примеров. Например, сначала был замечен иммуномодулирующий эффект дибазола (препарата, используемого для снижения артериального давления), снижение риска заболевания ОРВИ, в результате его применения. Только потом появилось обоснование этого эффекта. Врачи 50-х заметили эффект от применения пенициллина при лечении гастрита. Официальная медицинская наука долгое время отрицала возможность такого эффекта, но многие врачи продолжали его назначать. Спустя несколько десятилетий был открыт Helicobacter, и назначение антибиотиков было признано рациональным. В этом случае, действия вышеупомянутых врачей можно признать за проявление демонологической медицины? Может быть, поклонение идолу рациональности, как и поклонение идолу клинического опыта — это дороги ведущие в никуда?

К первым, дошедшим до нас, попыткам обоснования клинического опыта, следует отнести учения, изложенные в трудах «Нейцзин» (XI-VII вв. до н. э.), «Аюрведа» (IX-III вв. до н. э.), учение Гиппократа. Философия традиционной китайской медицины основана на единстве и противоположности пяти первоэлементов: огня, воды, металла, дерева, земли. Неверное соотношение этих элементов ведет к заболеваниям.  Гиппократ учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»:  кровь, слизь, желчь, черная желчь. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидкостей. Естественно, это достаточно грубое обобщение, но из него видно, что взгляды различных медицинских школ на человеческий организм в то время существенно не отличались. В дальнейшем произошло расхождение направлений развития  этих школ. Отношение к организму как взаимодействию различных жидкостей привело представителей Западной медицины к углубленному изучению анатомических структур на всех уровнях. Лозунг «лечить больного, а не болезнь» стал не более чем эффектным слоганом. Взгляд же Восточной медицины на человеческий организм как на микрокосм, регулируемый потоками энергии пяти элементов, не подразумевал первичности анатомического состояния органов. Видя корреляцию между внешними факторами и состоянием организма, последователи этого направления пытаются найти пути управления здоровьем посредством изменения энергообмена. Считаю, что рассмотрение человеческого организма с одной из этих позиций будет однобоким освещением проблемы. Почему-то считается, что медицина шумеров, Древнего Египта, Древней Греции, Римской империи, средневековой Европы была менее эффективной, чем современная медицина. Откуда взялось такое мнение? Откуда такое высокомерие по отношению к врачам древности? По сути, наш снобизм зиждется на изобретении антибиотиков и применении вакцин, а в большей степени на снисходительности детей к отцам. Мы утверждаем, что в лечении  инфекционных заболеваний современная медицина ушла далеко вперед по сравнению с медициной прошлого. Не так давно мне попалась статья, в которой говорилось, что исходы острой пневмонии в процентном соотношении не изменились по отношению к доантибактериальному периоду. Это утверждение я просто прочел. За что купил, за то продал. Но когда я писал диссертацию по инсультам, я поднял статистику за сто лет. Так вот исходы в начале 20 века, и в начале 21го, в процентном соотношении одинаковы. В отношении же хирургии позволю себе напомнить тот факт, что в египетских пирамидах найдены хирургические инструменты, ничем не отличающиеся от современных, кроме того, что сделаны они были из бронзы. Какие операции делали древнеегипетские врачи? Отсутствие в древности статистики и доказательной медицины не является доказательством неэффективности работы врачей тех времен. Больные не пойдут лечиться к врачу, если выздоровление среди его пациентов ниже определенного уровня.

Человеческий организм является структурой, чутко реагирующей на изменения внешней среды. В то же время с появлением нервной системы живые организмы получили возможность не только реагировать на внешние раздражители, но и управлять внутренней средой. Нервная система несет сигналы в двух направлениях и потому является таким же объективным фактором, изменяющим внутренние параметры организма, как и внешние раздражители. Любое воздействие внешней среды может вызвать болезнь или исцелить от оной, но такими же качествами обладает и нервная система. Наличие второй сигнальной системы является как благом, так и проклятием человеческого рода. Возможность передачи своих ощущений другому человеку может принести зло, если это болезненные ощущения. Именно по этому пути идет развитие психосоматических заболеваний. Возможно, что изменение структуры заболеваемости и смертности в наше время по сравнению с прошлыми веками вызвано именно этим фактором, а не только изменениями экологии и ритма жизни.

Желаю вам душевного и физического здоровья, счастья. Ставьте лайки, подписывайтесь на ютуб канал «Аудиокатарсис Кузнецова». Следите за новыми публикациями.

Обновлено: 12.01.2019 — 13:08

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о